Запахло гримом

9 8 1

В середине 80-х, когда нам было лет по десять, мы с подружками любили бывать у Тани. У ее мамы было много духов и косметики, маркированной латинскими литерами. Такое заморское диво не встречалось на туалетных столиках наших родительниц, и Танина мама снисходительно позволяла нам не только глазеть на ее арсенал, но и прикасаться к нему. Очередная «экскурсия» была по случаю нового экспоната. Благодетельница привезла из своего родного Ленинграда что-то под таинственным названием «грим». Мы бежали к ее дому, не понимая, что там увидим. Прочитанные накануне шедевры немецких лингвистов подсказывали, что это может быть сборник сказок… Прямо в коридор подруга вынесла небольшую коробочку и открыла ее. Ровные, яркие, глянцевые квадраты чего-то тягучего безумно пахли. Пряно и терпко. Мы по очереди держали в оттаявших варежках коробочку и касались кончиками любопытных девичьих носов этой таинственной массы. Тогда мне показалось, что именно так пахнет мечта…

С годами притупились и воспоминания, и запахи. Но неделю назад мне вдруг показалось, что кончик моего носа касается маслянистой субстанции, пахнущей тайной… Я сидела в местном Дворце культуры в 13-м ряду и четко чувствовала, и даже осязала этот запах, идущий со сцены. Там давали «Доходное место» по одноименной пьесе Островского. Почему этот тонкий аромат я, театральный зритель со стажем, ни разу не улавливала ранее? Даже сидя в первом ряду? Даже в известных театрах? Даже на пафосных постановках?.. Осенило! На сцене были студенты четвертого курса Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина при государственном академическом Малом театре России. Студенты. Со своей дипломной работой. Искренние, тонкие ребята, чистые. Они не играли. Жили. Поэтому пряный запах театральной тайны был так очевиден.

 

КУЛЬТУРНЫЙ ПАЗЛ

Выпускники «Щепки» выступают перед усинцами не впервые. Шесть лет назад выпуск 2012 года уже поражал яркими характерами «С любимыми не расставайтесь» Володина и горьковских «Дачников». Тогда поездку организовал Региональный благотворительный общественный фонд поддержки социально-культурных программ при поддержке ЛУКОЙЛ-Коми. В этот же раз число участников проекта расширилось.

– В этом году наш фонд присоединился к крупнейшему театральному проекту России «Большие гастроли», который создан в 2014 году по инициативе Президента Владимира Владимировича Путина, – подчеркнула президент Регионального благотворительного общественного фонда поддержки социально-культурных программ, член попечительского совета государственного академического Малого театра Елена Маганова. – Для его участников – молодых артистов – это отличная возможность отшлифовать актерское мастерство и заявить о себе, а для жителей провинциальных городов – побывать на хорошей театральной постановке. В прежние годы мы организовывали подобные гастроли в Западной Сибири, сегодня – в Усинске. Мы рады, что совместными усилиями с нашим партнером ЛУКОЙЛ-Коми даем северянам возможность увидеть рождение новых звезд театральных подмостков. При этом молодые актеры не только показывают свое мастерство – у них появляется возможность обрести место работы в одном из региональных театров.

– Мы с готовностью откликнулись на предложение поддержать молодые таланты и в то же время подарить праздник жителям города. Для всех нас очень важно, что творческий коллектив Щепкинского училища выбрал для выступления нашу площадку и выступил для усинцев, дал возможность отдохнуть в творческой, культурной атмосфере, – отметил генеральный директор ЛУКОЙЛ-Коми Александр Голованев, приветствовавший зрителей.

Почему именно театр? Почему именно молодые актеры? Я задавала этот вопрос Елене Дмитриевне, внутренне понимая причину.

– Это возможность сохранить нашу культуру и духовность в том виде, в каком она может быть основой развития нашего общества, – сложила этот культурный пазл Елена Маганова.

 

ЧАЙКУ-С!

Островского я люблю. Филолог по образованию, я прочла его всего как раз примерно в том же возрасте, в каком сегодня пребывают эти молодые актеры. Каждая пьеса создавала в голове некие устойчивые образы. Было любопытно сравнить свое восприятие этих многогранных характеров в юном возрасте и их. Режиссер постановки, заслуженный артист РФ Павел Курочкин существенно расширил границы сцены, объединив их со зрительным залом. Еще когда любители театра занимали свои места, сверяя их с билетами, на сцене уже текла своя жизнь, герои передвигались, раскладывали бумаги, о чем-то думали (да, и это читалось в их лицах)… А двое из них ловко перебегали между креслами, раздавая нам с вами программки. Это переросло в такой занятный аттракцион, что многие снова и снова заявляли о том, что им не досталась заветная брошюра, чтобы пахнущий гримом Жадов снова подбежал к ним и протянул листок, вовлекая зрителя в актерскую игру… нет, не игру. Жизнь.

Именно жизнь, которой жили на сцене все, включая столы. Они двигались, создавая новое пространство, собирались в сжатый комок, намекая на крах иллюзий, соединялись с актерами, являясь по большому счету важным действующим лицом. Впрочем, не важных на сцене и не было.

Владислав Добришин, игравший слугу, появлялся на сцене нечасто. Да и слова, которые он произносил, перу Островского не принадлежат. Но убедительность, с которой он выдавал каждую короткую реплику, вынуждала усинского зрителя по-режиссерски кричать «Верю!». Например, перед началом действа он так прочеканил «Фото- и видеосъемка запрещена», что зрители безропотно погасили экраны смартфонов. В какой-то момент и я начала писать СМС-сообщение фотографу «Северных ведомостей», мол, выключай фотокамеру, не положено снимать. В конце первого акта Владислав, подойдя к краю сцены, харизматично выдохнул в зал: «Антракт 15 минут». Ровно через четверть часа все уже послушно сидели на своих местах. Даже те, кто уже «почувствовал себя актером» и в антракте пробовал произносить реплики на манер Белогубова. Например, так:

– Может, чайку-с выпьем?

– Можно-с! – щебетала колоритная пара, отправляясь в буфет…

 

ПРОЦЕСС КАК ИСКУССТВО

Чтобы юные актеры не только обогатили нас прикосновением к шедевру мирового искусства, но и прониклись нашей культурой, ЛУКОЙЛ-Коми организовал им несколько экскурсий. Например, в музей кукол Акань, что в Новикбоже, ставший лучшим среди республиканских экскурсий, и в Музей истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры. Пока молодые ребята через камеры своих смартфонов наполняли ленты социальных сетей, тот самый колоритный Владислав, не привлекая к себе особого внимания, снимал красоты Коми края на фотоаппарат. Не цифровой современный. Советский ФЭД. С черно-белой пленкой.

– Мне просто нравится процесс, – удовлетворил актер мое любопытство.

И я поняла, что этот процесс и есть часть искусства. Нестареющего. Яркого. Что какое бы новое чудо техники не надувало нам в пафосе щеки, подбрасывая нас на новую интеллектуальную высоту, проблемы души, духа, общества остаются неизменными. И «Доходное место» через полтора столетия принимается роднее и ближе, чем ультрасовременная пьеса, написанная вчера.

 

* * *

После спектакля я смотрела на этих ребят с неким чувством смятения. Совсем юные мальчишки и девчонки болтали о своем, о чем-то современном и актуальном для молодежи. Немного наивности и варваризмов в речи. Немного юношеской легкости… Все еще пахнущие таинственным гримом из моего детства. Такие юные и чистые, заставившие нас верить в такие сложные и недетские характеры…

На языке искусства

Доцент кафедры актерского мастерства Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, художественный руководитель «Ведогонь-театра», режиссер-постановщик представленного в Усинске спектакля «Доходное место» Павел Курочкин поделился профессиональными секретами с усинской молодежью.

Творческая встреча прошла в Молодежном центре. Ее участниками стали любительский театр «Дилижанс», молодые специалисты ЛУКОЙЛ-Коми, студенты местного филиала УГТУ и учащиеся политехнического техникума, ребята городских команд КВН.

Удивительный мир театра богат и многообразен, а служение ему – тяжелый труд. За внешней легкостью профессии стоят ежедневные репетиции и постоянная работа над собой. Эти истины вынесли из встречи с Павлом Курочкиным участники мастер-класса. Маэстро предложил молодежи выполнить несколько специальных упражнений, на что публика с желанием откликнулась. Нарушая границы, отбрасывая прочь зажимы и условности. Ведь при выходе на сцену главное – внимание и концентрация, умение полностью довериться партнеру.

– Мне очень понравились молодые люди, которые участвовали в этом мастер-классе. Они открытые, довольно раскрепощенные, у них светлые лица, горящие глаза, а это замечательно! От них исходит очень добрая энергия. Если по этим людям судить Усинск, то это прекрасный город! – рассказал Павел Курочкин.

Время, проведенное с удивительным и талантливым человеком, подарило молодым усинцам самые яркие эмоции.

– Я уже учился в театральном вузе, мне было приятно снова окунуться в эту атмосферу, вместе с настоящим мастером побыть в мире истинного искусства, – говорит Егор Мамонтов.

– Занимаюсь в театральной студии, и для меня это, казалось бы, должно быть знакомым и близким. Но то, что я испытал сейчас, – это неописуемо! Мы общались с человеком, который по-настоящему живет искусством, вдохновляет на новые творческие успехи! Ощущения – непередаваемые! – поделился впечатлениями Тарас Пильщик.

Владимир СВЕТЛОВ

9 8 2

Евгения ЛЯСКОВСКАЯ